Сразу после мартовских праздников на всех подъездах, столбах и стенах домов появились яркие объявления о бесплатной замене часов, что активно обсуждалось на форумах и в кругу знакомых. Заинтересовало это и нас. Никаких названий и контактов меняющих организаций в объявлениях не значилось, поэтому более-менее проницательные люди, наученные горьким опытом 90-х годов, сразу заподозрили обман.
Материнская бдительность
В качестве места предстоящего бесплатного обмена горе-бизнесмены указывали ближайшую школу, почту или очаг культуры, место, известное всем жильцам окрестных домов. Ждать предлагали на крыльце, не входя в холл учреждения. Кое-кого из родителей не особо воодушевляла мысль, что в учебное время около школы будет отираться толпа подозрительных граждан с часовыми механизмами. Не порадовались этому и руководители домов культуры, не желавшие, чтобы входы в их учреждения стали площадкой для каких-то сомнительных коммерческих действий. Об объявлениях сразу же сообщили в районный отдел общественных связей, специалисты которого связались с местным отделом полиции.
К чести полицейских надо заметить, что сработали они неплохо. В первой же школе участковым инспектором у «обменщика» были взяты пояснения. Молодой человек, назвавшийся Романом (документов у него не оказалось!) долго и обстоятельно рассказывал участковому, что идея его, и осуществляет он ее в гордом одиночестве. Движет им любовь к старине и разнообразным раритетам, потому что он – коллекционер и это часть его жизни.
Развели на камушки
Не знаю, как насчет «части жизни», но источник безбедного существования – это наверняка. Знакомый мастер-часовщик сразу сказал, зачем «обменщикам» старые советские секундомеры и часы. При их изготовлении использовалось качественное напыление и рубиновые камни. Ради такой наживы стоило затеять столь масштабную акцию. А деньги на это потрачены немалые.
Любой уличный расклейщик объявлений знает, что приклеить макет такого формата стоит от полутора до двух рублей, а по всему городу их было расклеено десятки тысяч. Клеили даже в запрещенных местах, рискуя схлопотать административное взыскание в виде большого штрафа. Они достигли своей цели: практически около каждого указанного в объявлении места стояло по 8-10 человек, преимущественно пожилого возраста, с часами отечественного производства.
– У меня за всю жизнь скопилось семь штук таких «экспонатов». Друзья дарили, на производстве награждали. Все уже не работают. К чему они мне? – Бодро завил один из пришедших к школе пенсионеров, поменявший все это на новенькие пластмассовые электронные часы азиатского производства, оптовая цена которых не превышает 80-100 рублей за штуку.
Дыра в законе – брешь в бюджете
Еще до начала акции полицейские признались: у них нет законных прав противостоять совершению обменов. Начни злоумышленники скупать у людей эти часы за наличные деньги, им можно было бы инкриминировать сразу несколько статей, а так… Меняться у нас не запрещено!
Еще герой Ильфа и Петрова заметил, что существует 400 относительно честных способов отъема денег у населения. Последователи Остапа Бендера изобрели еще один. Без регистрации предприятия, уплаты налогов, расходов на аренду, они неплохо поживились за счет доверчивых граждан, оставшихся с выданным им китайским ширпотребом. Еще одна пострадавшая сторона – это государственная казна, не получившая с этой сделки абсолютно ничего.
Последний раз меновая торговля существовала у нас в тяжелые годы отечественной войны. Разумеется, после 1945 года ни у кого из законодателей не возникло идеи о возможности ее реанимации и использования в противоправных целях.
Тайное становится явным
Становясь цивилизованней, мы вернулись к сбору макулатуры, металлолома, ветоши и пластика. Даже странно, что в такой большой стране никто, кроме этих проворных дельцов не догадался законно принимать у населения то, что так дорого стоит и не требует больших затрат на переработку. Отсутствие законной альтернативы дает зеленый свет жуликам.
Никто не поверил рассказам молодого человека о коллекционировании старины. То, что акция отъема часов у населения идет широкой волной почти по всей территории бывшего СССР, мы без труда узнали из интернета. Работает большая слаженная система. То, что на обмены выходят целыми бригадами, доказывают сами объявления: в одно и т оже время обманщики ждали людей в разных местах, расположенных далеко друг от друга. Приходили по одному, чтобы соответствовать легенде. Один из задержанных оказался гражданином Украины. Теперь полицейским предстоит установить, кто стоит за «безобидными» рядовыми исполнителями.
Специалистами РАТИ уже составлено 30 административных протоколов по факту расклейки несанкционированной рекламы. Обменщики должны ответить за наши изуродованные стены и столбы.
Печально, что современные люди, имеющие немалый жизненный опыт, позволяют себя обманывать, меняя нечто ценное на фальшивку, как поступали только индейцы, отдававшие колонизаторам золото в обмен на дешевые зеркальца и бусы.
Цитата: “Последний раз меновая торговля существовала у нас в тяжелые годы отечественной войны.”
Это не так, в советское время – конец 80-х – все меняли всё на всё, меняли сигареты, полученные по талонам, да много чего меняли…
Ну, в 80-тые, все-таки у подобной торговли-обмена были не те масштабы, как в военное и послевоенное время, насколько я помню)))
А вот еще интересная версия по тому же вопросу наших коллег из “комсомолки”:
– Этим промыслом занимаются выходцы из Средней Азии. Их в первую очередь интересуют не сами часы, а их позолоченные корпуса. Вплоть до начала 90-х годов многие механические часов в нашей стране выпускались с использованием позолоты. На корпусе можно посмотреть, сколько нанесено микрон. Там сбоку или с торца обычно мелким шрифтом обозначено «AU 10» или «AU 20». «AU» (Aurum) означает, что корпус действительно позолочен. А во-вторых, цифра «10» или «20» указывает на толщину покрытия в микронах. Иногда бывает, что и ничего не написано, но опытный глаз увидит, что корпус позолоченный, так как видны потертости. Мы продаем узбеку часовой лом по цене от 60 до 100 рублей за корпус. Деньги, конечно, он предлагает небольшие, но спрос есть. У населения часов выпуска 60-80-х довольно много, чинить большого смысла нет. Мы сами часто без работы сидим.
По словам опытного часового мастера, обмен организован с простой целью выудить у населения из лома ширпотреба позолоченные и даже золотые часики, а также часовые раритеты, уникальные изделия разных эпох, которые в большой цене у коллекционеров и знатоков. Так доверчивые, как дети старики, относят позолоту, а взамен приносят новую пластмассу, сделанную в Китае. Развод чистой воды. Именно на таких людей эта часовая афера и рассчитана.
Но ведь антиквариат и предметы старины – необычные, оригинальные вещи. Такие подарки, надо сказать, запоминаются на всю жизнь, и передаются из поколения в поколение. Сейчас старые «Командирские» часы, заказ Минобороны СССР, выпущенные в 1970-е годы, оцениваются в 5 тысяч рублей.
Выходцы с юга? Но с населением работали русские парни. А зачем такие сложности, что в Средней Азии уже не добывают злолото?