«Жизнь замечательных людей» – так называется новый цикл в кинолектории «Неизвестное кино» (ведущий Андрей Малов). В начале февраля в Доме учёных СО РАН показали кинокартину «Облепиховое лето», посвящённую последнему году жизни драматурга Александра Вампилова – с Андреем Мерзликиным в главной роли.
Байопики – популярное направление отечественного кино и телевидения. Героями фильмов в последнее время стало немало известных людей: Харламов, Довлатов, Бродский, Гагарин, Высоцкий, Цой, Цветаева. В телесериалы воплотились жизнеописания Утёсова, Котовского, Брежнева, Жукова, Гурченко, Маяковского, Чкалова, Королёва…
Интерес к творческому наследию прекрасного отечественного драматурга, трагически погибшего в 1972 году, не угасает. Навскидку приведу несколько примеров, начиная с конца 90-х. Пьесу «Утиная охота» дважды поставил Театр Афанасьева – с блистательными Николаем Соловьёвым и Андреем Яковлевым, в спектакле «Красного факела запомнился Максим Битюков, нельзя не отметить и постановку МХТ с шикарным звёздным составом: Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Александр Семчев, Марина Зудина. Не менее популярен у режиссёров и «Старший сын»: вполне добротные спектакли были в питерской «Мастерской Григория Козлова», в томском театре «Версия» (где дебютировал на сцене Тимофей Мамлин, ныне звезда «Старого дома»), в новосибирском ГДТ. На аншлагах в Доме актёра идут «Провинциальные анекдоты» Театральной компании «Гамма».По пьесе «Прощание в июне» сняли неплохой фильм с Юрием Соломиным в роли ректора Репникова и выпустили спектакль в Томском театре драмы, имевший шумный успех в городе студентов. Автор этих строк, игравший спившегося друга главного героя, всякий раз уходил со сцены под аплодисменты…
Говоря об экранизациях вампиловских пьес, сразу всплывают в памяти знаменитые телефильмы Виталия Мельникова: «Старший сын» 1975 года с Евгением Леоновым, Николаем Караченцовым, Михаилом Боярским, Светланой Крючковой и «Отпуск в сентябре», снятый три года спустя по мотивам «Утиной охоты» – с Олегом Далем и Ириной Купченко. В недавней картине «Райские кущи» по этой же пьесе прекрасен актёрский дуэт Евгения Цыганова и Чулпан Хаматовой.
Перед началом показа Андрей Малов сообщил:
– Имя замечательного драматурга увековечено повсеместно, есть даже мемориальная табличка на роддоме, где он родился. А вот кино про его жизнь прежде не было. Однако я колебался, включать ли в программу кинолектория эту картину, во многом очень несовершенную. 15 ноября прошлого года она стартовала в прокате и установила антирекорд кассовых сборов, её посмотрели всего 4 тысячи человек – для сравнения, фильм «Движение вверх» увидели 12 миллионов зрителей. Обычно кинопремьера сопровождается шквалом рецензий в ведущих СМИ. На «Облепиховое лето» я нашёл всего три отзыва, и все – разгромные.
К примеру, кинокритик Денис Крюков, автор портала «Киномания.ру», пишет: «Облепиховое лето» снято творчески безответственно. Картинка выстроена на уровне дневных сериалов 90-х годов, драматургия нелогична и плохо прописана. Элементы антуража и костюмы собраны на скорую руку».
Малов указал на такие недостатки, как невнятный монтаж сцены гибели главного героя и несхожесть актёров с сыгранными ими реальными людьми: Александром Вампиловым, Беллой Ахмадулиной, Олегом Ефремовым, Николаем Рубцовым. Ко всему прочему, 45-летний Мерзликин играет Вампилова, которому едва за 30, и эта разница в возрасте бросается в глаза.
Содержание полуторачасового фильма можно пересказать одним предложением: молодой провинциальный драматург испытывает трудности с постановкой своей лучшей пьесы в столице и ведёт поиск сведений об отце, которого никогда не видел: его расстреляли как врага народа, но после реабилитировали. Автору «Утиной охоты» всюду мерещится Вампилов-старший с необычным наставлением: «Есть всего два пути – против течения и против совести».
Название картины становится понятным только в самом конце, когда голос за кадром озвучивает отрывок из вампиловского письма к завлиту Театра имени Ермоловой Елене Якушкиной: «Если у Вас выберется минутка, напишите мне пару строк. В Москву, если не понадобится, летом я не приеду. Приеду осенью, к началу сезона. У нас облепиховое лето, жара и тишина. Закончу работу, уеду на некоторое время на Байкал прожигать остатки молодости. Засим желаю Вам здоровья. Ваш Вампилов».
Увы, прямая речь всех персонажей фильма ложно многозначительна, они говорят суконным языком. При этом трагедия одиночества и непризнания столичным бомондом Вампилова передаётся исключительно на словах, киноязык остаётся незадействованным, а сюжету заметно не хватает динамики.
Налицо и фактические нестыковки. К примеру, в день премьеры «Старшего сына» в Иркутске Вампилову сообщают о смерти его близкого друга Рубцова. Но спектакль был сыгран осенью 1969-го, поэт же, как известно, был убит в декабре 1971-го. Анекдот про то, как Рубцов снял портреты классиков, « потому что в Литинституте больше выпить не с кем», рассказанный к тому же безумно скучно, имел место – но, конечно же, не перед самой кончиной поэта. Вампилов, принеся пьесу в театр Олегу Ефремову, почему-то отдаёт её только в конце застолья в ресторане ЦДЛ. В сцене байкальской трагедии Мерзликин чуть ли не сам выпрыгивает из лодки и тут же идёт ко дну. В реальности же драматург, оказавшись в ледяной воде, доплыл до берега, но сердце его остановилось, едва ноги коснулись земли. Крайне сложно представить, что в картине «Чапаев» легендарный комдив переплывает Урал и погибает под пулями на песке…
Гораздо правдивее и информативнее «Облепихового лета» – 45-минутный документальный фильм «Главная женщина», вошедший в цикл «Больше, чем любовь» телеканала «Культура» (автор и режиссёр – Владимир Оренов, доцент НГТИ). Вдова драматурга Ольга Вампилова откровенно рассказывает, насколько сложной, противоречивой, неуёмной личностью был Александр – домашний тиран и лихой донжуан одновременно. Увы, в «Облепиховом лете» мы видим нюню и рохлю – волею сценариста Ольги Погодиной-Кузьминой и режиссёра Виктора Алфёрова.
В процессе просмотра фильма об авторе «Утиной охоты» у меня родился каламбур: «Уйти? – Охотно!». Без конца вспоминалась и горькая реплика Андрея Малова перед показом: «Эх, этот материал – да в хорошие руки!» Понятно, что сделать фильм-биографию известного человека непросто. Вызывает уважение и авторский посыл: «Чтобы помнили». В то же время в связи с «Облепиховым летом» думается, что гораздо лучше, когда памятью о Вампилове служат его пьесы, нежели подобное кино.
В ближайшее время кинолекторий Дома учёных продолжат картины «Три дня в Кибероне» о жизни и творчестве известной немецко-французской актрисы Роми Шнайдер и «Богемская рапсодия» о культовой рок-группе «Queen».
Юрий Татаренко
На фото – кадры из фильма «Облепиховое лето»