14 апреля в переполненном зале ДК «Академия» прошел показ мюзикла «Золушка». Известный композитор Алексей Иващенко и знаменитый поэт Дмитрий Быков предложили публике «авторское чтение по ролям с пением песен и незначительными танцами». (Видео)
Компанию именитым столичным гостям составили трио вокалистов (Эльвина Мухутдинова, Павел Левкин, Мария Иващенко) и три музыканта: пианист Акоп Хачарян, контрабасист Сергей Хутас и барабанщик Давид Ткебучава.
Всем прекрасно известный сюжет, но при этом два часа искрометного юмора, импровизационного самочувствия и куража – вот что такое мюзикл «Золушка». Первый же номер «Ссора сосен» в стиле канкан поразил своей саркастической афористичностью: «Столы и стулья в нас заключены подчас», «Нет иного счастья и свободы, чем прекратить растительную жизнь», «Деревья любят, когда их рубят, когда они кому-нибудь нужны!».
Стрелы фирменной быковской сатиры летели в зал беспрерывно. Вот Лесоруб ссорится с Золушкой: « С теми, кто шастает по дворцам, говорить не о чем». Вот Принц диктует своей возлюбленной главное правило будущей совместной жизни: «Я знаю, как лучше – а тебе не положено знать!». В финале размолвки главная героиня сказки запускает в наследника Короля башмачком.
Король, «женатый на стране», предлагает искать Золушку и слышит в ответ: «А поисковик на что?» Далее идет блестящая реприза: «У вас есть полное моральное право арестовать всех, кого вы сочтёте нужным, судить и прямо там же обезглавить». «Ну почему же сразу обезглавить? Может быть, сначала тюрьма, исправительные учреждения?» «Нет, знаете, у нас добрая сказка. Лучше сразу обезглавить».
После каждого музыкальный номер номера публика не жалела ладоней, а финальный хор деревьев «кто в лес, кто по дрова» на мотив знаменитой «Дубинушки» сопровождалась нарастающими аплодисментами. Строчка припева – словно взята из гимна либералов и демократов: «Мы сами хозяева нашей судьбы».
Премьера мюзикла состоялась год назад в Москве, в концертном зале Центрального дома художника. Гастроли в Академгородок стали первым выездом для творческой команды «Золушки».
Рассказывает Алексей Иващенко:
– На Бродвее в Нью-Йорке, как и на Вест-Энде в Лондоне, путь любого мюзикла к большой сцене начинается с одного совершенно непременного этапа, который называется workshop. Авторы собирают несколько актёров и музыкантов и вместе с ними читают по ролям всю пьесу и поют все музыкальные номера. Глядя на это, потенциальные продюсеры, инвесторы, режиссёры, художники, балетмейстеры могут получить представление о том, что их ждёт, если они возьмутся за полномасштабную постановку этого материала. Мы решили не изобретать велосипед и поступили точно так же. С первых же репетиций стало ясно, что получившееся действо представляет самостоятельный художественный интерес. Считаю, мы подготовили идеальное воплощение нашей «Золушки»!
Отсутствие маскарада театральных костюмов и ярких декораций нисколько не смущает композитора. Как, впрочем, и три полновесных цитаты: кроме вышеупомянутой «Дубинушки», в спектакле звучат мелодии из фильмов «Крестный отец» и «Новые приключения неуловимых». Как сообщил Иващенко, он просто откликнулся на просьбу Быкова использовать в «Золушке» не только оригинальную музыку.
Мария Иващенко признается:
– Быть дочерью композитора – и ответственность, и счастье, и любовь. Считаю отца лучшим современным композитором, очень люблю все, что он делает. Мелодии для «Золушки» он написал сложные, мы их долго учили. Но постарались не подвести. Вообще, мы с артистами и музыкантами давно знаем и сильно любим друг друга. Нам вместе очень уютно, получаем большое удовольствие от работы. Начинали мюзикл под рояль с музыкальным руководителем проекта Татьяной Солнышкиной. Потом добавились контрабас и ударные. И после первого показа в этом составе Дмитрий Львович (Быков) сказал: «Беда, я теперь иначе наш спектакль не представляю!» Но наш октет с тех пор и не менялся, чему мы все несказанно рады.
Каждый участник спектакля исполняет множество ролей. У Марии – главная партия Золушки. Иващенко купается в роли: сказывается большой опыт работы с Александром Балуевым в двух спектаклях, «Признание» и «Территория страсти». Сейчас Мария занята в репетициях премьеры мюзикла «Ромео против Джульетты». Премьера с музыкой Аркадия Укупника в столичном Театре оперетты намечена на конец года.
Дмитрий Быков рассказал историю создания либретто:
– Работа шла два месяца с небольшими перерывами, поскольку я не отрывался от своей основной журналистской деятельности. Мне был интересен этот эксперимент. Постоянно писать либретто – боже упаси! Мне ближе лирические стишки. Иногда пишу исторические романы, как раз заканчиваю новый. Мюзикл – не мой жанр. Гений этого дела – Леша Иващенко. У него полно замыслов, пусть все сбудется.
Как признался сам композитор, планов у него – действительно громадье:
– Адская тьма работы: пишу тексты к 4 большим музыкальным проектам, а также работаю над авторским мюзиклом, который покажем в 2020 году примерно в таком же режиме в Москве, площадку подбираем, – заявил маэстро.
Известный общественный деятель Андрей Поздняков, представитель организаторов гастрольного показа мюзикла, вспоминает:
– В марте 2018-го Алексей Иващенко в Академгородке исполнил несколько номеров из «Золушки». Тогда-то и родилась идея представить у нас мюзикл целиком – вернее, его концертную версию, с музыкантами, певцами, композитором и либреттистом. Рад, что удалось привезти этот спектакль и тем самым подтвердить: Академгородок – один из центров российской культуры. Зал принял «Золушку» на ура. Самые хитрые шутки легко считывались публикой. Наши гости остались очень довольны столь горячим приемом!
Как сообщила Мария Иващенко, Дмитрий Быков, выйдя после поклонов за кулисы, ошарашенно выдохнул: «М-да, такого зала у нас еще не было!» Таким образом, авторы новой версии вечной истории о Золушке, ставшей принцессой, ушли со сцены ДК «Академия» настоящими королями легкого жанра мюзикла.
Юрий Татаренко
Фото Андрея Позднякова и Ерлана Байжанова, видео Ерлана Байжанова