Вареники, вышитые крестом и гладью блузы, песни и танцы самодеятельных артисток в традиционных венках с разноцветными атласными лентами… Так 27 января отметили в ДК «Академия» День соборности Украины.
День дружбы и единства
Этот государственный праздник символизирует единство украинских земель.
В январе 1918 года была создана Украинская Народная Республика (УНР), а на территориях, входивших в состав Австро-Венгерской империи, была образована Западно-Украинская Народная Республика (ЗУНР). В декабре 1918 года лидеры двух государств в Фастове подписали предобъединительный договор. 22 января 1919 года этот договор, вошедший в историю как Акт «Злуки» (Велика Злука) — акт объединения украинских земель, был обнародован в Киеве на Софийской площади.
Единой Украина пробыла недолго: тяжелое экономическое положение и взаимное недоверие политиков привели ее к катастрофе. Уже через несколько месяцев после провозглашения Воссоединения большевики захватили Киев, Восточную Голицию оккупировали поляки, а Закарпатье — Чехословакия.
И хотя государству в то время не удалось сохранить единство и независимость, Акт «Злуки» стал реальным воплощением вековой мечты украинцев о своем суверенном государстве, идея соборности продолжала жить. И 22 января 1990 года миллионы тогда еще советских украинцев выстроились в живую цепь от Киева до Львова, отмечая День соборности.
От дедовских корней
В соответствии с указом Президента № 42/99 от 21 января 1999 года День соборности отмечается на всей территории Украины, а также далеко за ее пределами. Сегодня в «Академии» почти не слышна русская речь. Потомки сосланных при царе, репрессированных во времена Сталина и эвакуированных в годы войны украинцев обрели в Сибири вторую родину, но сохранили традиции, любовь к родному языку и культуре своего народа.
Многие жители Академгородка знают Зою Григорьевну Попову (в девичестве – Недосып) Эта удивительная пенсионерка и зимой, и летом стоит в украинском костюме с прялкой, расшитыми крестом рушниками и поет народные песни. Подойдите к ней, и она в считанные минуты научит вашу дочь прясть или заплетет ей традиционную аккуратную невестину косу.
– Раньше девушкам не позволялось носить две косы. Девушка была одна и плела себе одну косу, приговаривая: «Расти коса до пояса, не вырони ни волоса, расти косонька до пят, женихи торопят». После замужества она «уходила в бабью жизнь». Волосы делились на две равные части и заплетались в две косы. – Наставляет старушка окруживших ее девчат, быстро заплетая одну из них.- Мой отец и его четверо сыновей приехали с Украины в 1902 и поселились в селе Букреево плеса Кочковского района.
– В доме культуры поселка Дорогино, что в Черепановском районе, уже тринадцатый год существует народный ансамбль « Дорогiнска жинка». – Рассказывает Людмила Григорьевна Егорова, бессменная староста и душа коллектива. – Мы много гастролируем и несем народную украинскую культуру даже в самые отдаленные уголки нашей области, не пропуская ни одной Сорочинской ярмарки, ни одного праздника, где звучат песни разных народов нашей многонациональной страны. Украинска мова звучит и в наших домах, уже не говорят, но прекрасно ее понимают наши дети и внуки.
До побачення!
Среди выступающих на сцене ДК больше детей и молодежи, а это значит, что живая и самобытная культура братского украинского района продолжит жить в холодной, но радушной и издавна гостеприимной Сибири.
Когда со всей области съезжаются бабушки, легко переходящие с одного языка на другой, женщины, любящие народные костюмы и традиционные украшения, дети и подростки, умеющие танцевать не только современные, но народные танцы, начинается активный взаимный обмен текстами песен, рецептами, рисунками вышивок и телефонами для дальнейшего общения.
Украина, родина известных литераторов и музыкантов, познавшая и набеги татар, и пренебрежение русских царей, стонавшая, но выжившая под гнетом вражеских сапог, навсегда останется светлым детским воспоминанием о щедрых садах, зеленых дубравах и добрых, трудолюбивых людях, которые, даже уехав за тысячи миль, продолжают любить свою Родину, называя ее Батькивщиной.
А кто организатор данного мероприятия? Хотелось бы также узнать (в целях самообразования) когда и куда были репрессироаны украинцы и из каких мест? А почему не упомянули в статье об украинцах, которые пересилились в Сибирь добровольно (из-за малоземелья)?