Виндсерфингист из Сибири – звучит не менее необычно, чем хоккеист из Африки. Оказывается, и то, и другое возможно. Но сборная Сомали в этом году пока лишь дебютировала в Сибири на чемпионате мира по хоккею с мячом и завершила его проигрышем четырех матчей с общим счетом 2:59. А вот новосибирский виндсерфингист Артем Мурашев уже несколько лет регулярно поднимается на пьедесталы различных турниров и даже стал чемпионом мира среди юниоров. Живя и тренируясь преимущественно здесь, на малоизвестном элите мирового виндсерфинга Обском море.
Виндсерфинг существует уже давно – с 1958 года, когда 12-летний британец Питер Чилверс придумал прототип доски с парусом. Правда, до промышленного производства снаряда прошло еще несколько лет.
В 1965 году американец Ньюман Дарби придумал способ крепления паруса к доске, а пятью годами позднее два других гражданина США, Джим Дрейк и его друг Хойл Швайцер, смогли наконец-то запатентовать новый спортивный снаряд. С этого, собственно, и начинается триумфальное шествие виндсерфа по океанам, морям и прочим водоемам мира.
Новосибирск обзавелся собственным водохранилищем примерно в те же годы и почти сразу же по поверхности нового водоема – Обского моря – заскользили первые энтузиасты виндсерфинга. Конечно, тогда еще доски были либо самодельными, либо привезенными из Польши, где их производство уже успели наладить предприимчивые поляки, невзирая на плановость социалистической экономики.
Одиночки стали собираться в клубы и группы, которые появлялись и распадались в полном соответствии с теорией эволюции. При этом совершенствовались и качество серфинга, и качество досок, то есть серфов.
Так, в мае 2005 года появился «Бумеранг» – серф-станция на одноименном (тогда) пляже. Отцы-основатели Игорь Гартвич и Дмитрий Мурашев были и остаются не просто предпринимателями, решившими заработать на модном увлечении, а такими же увлеченными серферами, как и те, кто приходил и приходит к ним на станцию. За годы существования станция научила стоять на доске и не падать под порывами свежего ветра сотни, если не тысячи любителей отдыха на воде. Тренеры детской школы виндсерфинга – о ней речь отдельно и чуть позже – тоже начинали на «Бумеранге», да так на нем и остаются, получая удовольствие сами и уча этому других.
Нина Рейценштейн, тренер детской школы виндсерфинга: «Это было, наверное, в 2009 году. Я наткнулась где-то в интернете на объявление про серф-станцию и пришла попробовать. Сразу, что называется, «зацепило», очень понравилось. Решила продолжать занятия. После нескольких уроков здесь я поехала в Египет, в Дахаб».
Небольшой городок, фактически деревня, под названием Дахаб уже давно известен всему миру как Мекка дайвинга и виндсерфинга. Работающие круглый год школы подготовили уже даже не тысячи – армии виндсерфингистов. И многие российские любители и профессионалы катания на доске под парусом, начав в России, оттачивают навыки в местах, подобных Дахабу.
Новосибирские виндсерфингисты не исключение: начав на Обском, кое-кто из них продолжают на Красном, Черном и прочих морях. А лучшие не просто продолжают, а добиваются немалых успехов.
Так, начав здесь, под руководством Дмитрия Мурашева, сооснователя «Бумеранга», его сын Артем Мурашев в 2008 году уже участвовал в первенстве России по парусному спорту в Геленджике и занял первое место в своем классе.
Менее чем через год новосибирские серферы ворвались на международные соревнования Dahab Slalom Week, где Артем Мурашев в одной из гонок стал четвертым, обойдя олимпийца Алексея Токарева. В 2009 году на Кубке Европы в Польше Артем стал третьим, обойдя многих именитых соперников. Триумфа новосибирский серфер добился в 2012 году в Голландии, став чемпионом мира среди юниоров.
После этой победы Артему удавалось еще неоднократно подниматься на пьедестал многих соревнований, как и совсем недавно на чемпионате Европы, где Артем выиграл одну из гонок.
В чем же секрет подготовки спортсменов такого уровня в совсем не морском городе Новосибирске?
Причин немало: здесь, наверное, можно назвать и энтузиазм тренера и отца Артема Дмитрия Мурашева, работавшего отнюдь не за зарплату, и огромное желание самого юного спортсмена, финансовую поддержку, оказываемую перспективному парню различными фондами и, что называется, частными лицами.
Что это означает и для чего написана эта статья? Просто показать, что перспективы у новосибирского виндсерфинга есть, если даже с минимальной поддержкой со стороны в небольшой частной школе удалось найти и развить такой талант. А десятки или даже уже сотни других ребятишек – и не только ребятишек – просто научить скользить на доске с парусом по волнам вместе с ветром.
Валерий Иванов для НДН.инфо,
фото из открытых источников