В субботу, 16 января, редактор «Родных берегов» Ерлан Байжанов, ранее не замеченный в любви к театральной жизни, внезапно побывал на балете «Жизель или Вилисы» с приглашенной из «Ковент-Гардена» звездой Натальей Осиповой. Увиденное настолько его потрясло, что он с изрядной долей юмора написал рецензию в стиле футбольного репортажа. В соцсетях, особенно на Facebook, отчет произвел фурор и потому предлагаем вашему вниманию.
В субботу побывал на балете. От прекрасного микрорайона Щ (Советский район) до Новосибирского театра оперы и балета (НОВАТ) добирался на маршрутном такси № 91. По дороге позвонил мой друг Слава и спросил, где в Щ можно купить баранину, так как в Академгородке он её не нашел. Сдал ему адрес и явки, сказав, что если и там не будет, то можно снова позвонить. Но Слава не перезвонил, по всей видимости, баранину у узбеков с улицы Героев Труда он все же купил, приготовил плов и съел его. Возможно, один.
Рядом с Оперным второй год подряд обустраивают каток, и второй год интересной формы, но её (форму) видно только с высоты. Народу на катке и на подступах к нему было много, примерно, как у дурака махорки. Но мы шли окультуриваться, а не заниматься дрыгоножеством на льду.
***
Если говорить честно, то балет относится к архаическому виду искусств, и его скоро повсеместно вытеснят более передовые направления культуры, например, Тик-Ток. А пока балет собирает зрителей, и многие делают вид, что разбираются в нём. Но, увы, даже на матче середняков российской премьер-лиги бывает больше народу, чем на «Жизелях» . Что говорит в пользу тезиса об архаичности и угасании балета.
Продолжая аналогии с футболом, скажу, что выступление в нашем театре примы-балерины Лондонского королевского балета «Ковент-Гарден» Натальи Осиповой в роли Жизель равносильно появлению Лионеля Месси в стартовом составе ФК «Новосибирск» в матче с «Динамо» (Барнаул).
Поскольку я являюсь матерым театралом и на балете был в третий раз (один раз по ошибке), то искренне советую перед ̶м̶а̶т̶ч̶е̶м̶ ̶ спектаклем ознакомиться с кратким содержанием. В противном случае будет непонятно, почему все эти люди бессистемно носятся по сцене туда-сюда.
Впрочем, маститые театральные критики Жора Чеблаков из Щ и Алекс Балдерис из Парижа рекомендуют не тратить время на чтение, а взять с собой фляжку коньяка и хлобыстнуть перед спектаклем. Говорят, что после пятой наступает просветление, и либретто само заходит в мозг без посредников. Но этот способ для особых ценителей искусства, начинающим не советую.
Теперь вкратце о содержании. Балет, как и футбол, состоит из двух таймов, но здесь они называются действиями. В первой части к простодушной деревенской девушке Жизель клеются лесничий Ганс и граф Альберт. Вместо того чтобы сразу отдаться классово близкому Гансу, Жизель выбирает социально чуждого графа. Ничего странного нет: значительная часть прекрасной половины человечества склонна к неоднозначным поступкам (короче, все бабы – дуры).
Ежу понятно, что граф поматросил барышню и бросил: выяснилось, что у него в заначке невеста была, и она – не хухры-мухры, а герцогиня! Короче, Жизель попыталась покачать права, но представительница аристократии заяснила лохушке, где её место и, естественно, послала туда. Тут, естественно, крестьянка помирает с горя. Но не напрочь.
***
В футболе второй тайм зачастую интереснее первого. И в «Жизели» второе действие конкретно вштыривает. В нем все действия происходят на кладбище, где танцуют девушки-вилисы (умершие до свадьбы невесты), а одна из них проносится над сценой на цирковой трапеции.
Туда в полночь приходит юный граф. Видимо, герцогиня его окончательно достала, и он решил развеяться на кладбище. Женатые мужчины, думаю, поймут графа. Тут внезапно появляется Жизель, у мужика едет крыша, так как он думает, что с ним начнется некрофильский харассмент. Но вместо этого они танцуют, ему приходиться носить Жизель на руках. Тут ничего не поделаешь – за косяки всегда приходится отвечать.
Второе действие реально интересное. Впечатлила сцена, когда две команды по 12 балерин в белом платьях пошли друг на друга на одной ноге (вторую держали параллельно сцене). Их встречная атака завораживала. Наверное, так в августе 480 года до нашей эры в Фермопильском ущелье сошлись полчища персов и 300 спартанцев (а также 400 коринфян, 400 фиванцев и прочих греков, про которых спартанская пресса предпочла не упоминать). Тогда все спартанцы померли. В «Жизели» тоже. Правда, помер не граф, а лесничий.
Про Наталью Осипову. Наверное, кого попало в «Ковент-Гарден» прима-балеринами не зовут. Она действительно порхала, как бабочка, крутилась, как юла, а ногу поднимала трындец как высоко. Думаю, Осипова могла бы запросто сделать карьеру в кик-боксинге. В общем, реально Месси балетного масштаба. Наверное…
***
В целом балет понравился. Руководству театра советую поставить в баре плазму и крутить на ней повторы наиболее интересных моментов балета. Есть еще пара креативных идей, но их расскажу худруку Владимиру Кехману, если тот будет в Щ.
Балет, повторюсь, архаичный и вымирающий вид искусства. Но в межсезонье или когда по телеку не показывают английскую премьер-лигу пару раз на балет сходить можно. Больше не надо, а то затянет в сию пучину…
P.S. Спасибо Наталье Грунтенко за то, что она с подругой расхотела смотреть «Жизель» и продала мне билеты; руководству театра – за балет и Осипову; улице Большевистской – за отсутствие пробок
Ерлан Байжанов, фото автора, пресс-службы НОВАТ и Мариининского театра