Слушая мелодию, за мелодией стоявшие неподалеку люди задумались, прекратив разговоры и убрав в карманы мобильники. Эта музыка звучала откуда-то из глубины веков, словно призывая нас остановиться и послушать голос предков…
– Сегодня мы любим равняться на Америку, на Японию и Европу. А ведь японцы своих детей не по магазинам таскают, а ведут к мастерам. На первом месте – керамика. На втором – икебана, на третьем – музыка. – Рассказывает самородная поэтесса, мастерица по изготовлению керамики и игре на окарине Людмила Даниловна Левина. Эти диковинные поющие глиняные изделия, зовущиеся окаринами, она делает сама. Таких мастеров остались считанные единицы не только в Сибири, но и по всей стране.
– Звучание этой керамической флейты раскрывает аудиальный, визуальный и кинестетический каналы. Этот инструмент есть у многих народов, просто называются они по-разному. Вот казахский сасырнай. На Востоке не принято изображать животных и людей, поэтому я выбрала орнамент. Рядом – окарина в форме черепахи, символизирующей мудрость и долголетие. – Говорит Людмила Даниловна. Для того, чтобы играть на окарине, не надо иметь никакого музыкального образования. В то же время, у этого инструмента есть строй.
Уже несколько лет она предпочитает жить вдали и от шумного города, и даже от Академгородка, где осталось немало ее учеников. Когда-то эта творческая женщина преподавала в детском клубе, затем – вела занятия на дому. Умения и навыки, полученные на ее занятиях одним помогли в совершенствовании характера, а другим позволили выжить в тяжелые 90-е годы. К ним-то она и приезжает в выходные, чтобы распродать новые изделия, поделиться своим вдохновением и порадовать чудесной музыкой прохожих, гуляющих по улице Ильича.
– Что-то неладное с людьми творится. – Со вздохом замечает пенсионерка. – В селе Дубровино Мошковского района, где я сейчас живу, у молодежи и школьников, с которыми я готова была заниматься бесплатно, нет никакого интереса к народным промыслам. Есть глина, дерево и береста, но они, по-прежнему, предпочитают пить и ничего не делать.
Те же печальные мысли звучат в ее стихах о неоновом городе и XXI веке. Впрочем, удалившись от города, Людмила Левина не отдалилась от людей, которым желает всяческого процветания. Сейчас она работает над созданием собственного сайта, позволяющего всегда быть на связи. Она всегда ждет своих старых и новых учеников, в ее деревенском жилище нашлось место даже для муфельной печки, необходимой при работе с каолиновой глиной. А сюжеты поделок, как и мелодии, подскажет сама природа. Ведь все это, по словам мастерицы, уже есть в нас, надо только захотеть открыть в себе скрытые таланты.
Лана Малинская, фото автора