Спецоперация на Ветлужской: если твой дом продали вместе с тобой

Спецоперация на Ветлужской: если твой дом продали вместе с тобой

Общежитие в микрорайоне ОбьГЭС продали вместе с людьми. Пока суд не принял решения о выселении всех жильцов, в ветхом здании идет настоящая борьба (хотелось бы сказать, что война, но с этим словом в наше время нужно быть аккуратнее): ремонт не дает жизни обитателям, но у многих, по их словам, просто нет выхода – идти им больше некуда.

Корреспонденты «Академ.Инфо» посмотрели, в каких условиях выживают последние десять семей в общежитии на Ветлужской.

В темный подвал можно спуститься только с фонариком, нагнувшись – даже если у тебя средний рост, легко удариться головой. Местные проводят чужих по лестнице осторожно, за руку.

Когда-то здесь были спортзал и душ, и кажется, что в одном из них до сих пор кто-то моется: вода бежит еле-еле, а разглядеть, что происходит вокруг, непросто. На самом деле в помещении давно пусто, просто краны пришли в негодность, но заботиться о них никто не видит смысла.

Напоминает фильм ужасов? Но это жизнь десяти семей из микрорайона ОбьГЭС. Детей в трехэтажке с пустыми оконными проемами не осталось – их нашли куда забрать. А вот пенсионерам, инвалидам и нескольким взрослым работающим мужчинам идти оказалось некуда. Они ждут решений суда, пишут письма во всевозможные структуры и не знают, что с ними будет дальше.

История общежития

Общежитие по адресу Ветлужская, 3, принадлежало Опытному заводу СО РАН. По словам местных жителей, в дом заселялись по ордерам администрации района не только сотрудники завода, но и представители других сфер. Один из жителей, например, рассказал, что в девяностых получил комнату как беженец из Киргизии.

В 2021 году, после того как завод обанкротился, ветхое общежитие выставили на продажу вместе с жильцами. Стоимость аварийного трехэтажного здания в аварийном состоянии выросла с 9 до 37 миллионов рублей. Победителем аукциона стало ООО «АлтАвто», которое планирует после капремонта продавать в доме неподалеку от набережной квартиры.

В свое время жильцам отказали в приватизации комнат. Сейчас идут суды по выселению. Те, у кого была возможность, съехали из общежития самостоятельно, но такая возможность оказалась не у всех.

«Два решения суда о выселении было в последнем заседании. Выселятся. В ноябре будут еще судебные заседания. По факту, живут 10 семей, а судятся 27 – они живут в других местах, но планируют получить какую-то компенсацию», – говорит представитель собственника по доверенности Олег Маслов.

Маслова в общежитии обычно зовут «он», и сразу становится понятно, о ком речь. Других представителей собственника никто из жильцов, по их словам, не видел – компания находится не в Новосибирске.

Представитель собственника не уходит от разговоров, постоянно находится на месте, ведь в разгаре масштабный ремонт. В здании почти не осталось окон, деревянные полы сняли, якобы по требованиям пожарной безопасности.

«Мы думаем – нужно дождаться решения суда, а потом уже ты делай, как хочешь. Но, если подойти к этому рационально, со стороны платят ему деньги, а ему нужно на что-то жить, откатывать, отмывать, по-русски выражаясь», – рассуждает местный житель Алексей Сай.

«Жильцы, объявление видели? Освободить кладовки в подвале, постановление МЧС», – вмешивается в беседу Маслов.

«Олег, ты бы хоть нам дал ознакомиться, что за постановление», – просит Сай.

«Гугл в помощь», – отвечает собеседник.

Что будет в здании?

«Вставляем новые пластиковые окна. На сегодняшний день в выписке из ЕГРН идет назначение – многоквартирный дом, название – общежитие. Но назвать можно хоть ЖК «Матрешки», хоть как. Если взять ЕГРН на определенную комнату, у нее тоже идет статус квартиры», – описывает ситуацию Маслов.

Планируется, что в бывшем общежитии будет 48 квартир, сейчас идет перепланировка, не касающаяся несущих стен, согласованная с администрацией Советского района.

«Объединятся комнаты и получатся однокомнатные квартиры по 25-26 квадратов. Квартиры будут продаваться, как пройдут ремонт, выселение, согласование. К весне, не раньше, потому что многие затягивают судебные решения, предоставляют справки всяческие», – добавляет представитель собственника.

Почему комнаты не приватизировали?

Местные в один голос говорят о том, что после закрытия завода годами пытались приватизировать комнаты, шли суды, но такой возможности им не дали. По сведениям обитателей общежития, все подобные дома в округе перешли в муниципальную собственность, и только один внезапно стал частной.

«Нам отказали в приватизации, сказали, что это федеральная собственность, ее нельзя приватизировать и продать. И видите, что получилось. Кто-то, значит, смог. О суде по продаже (здания) нас никто не извещал, а мы могли бы свои требования там заявить. Без нас все сделали», – говорит житель дома на Ветлужской Михаил Зуев.

По его словам, жильцы десятки раз вызывали полицию и заявляли, что во время ремонта их комнаты незаконно вскрывали, вытаскивали вещи, но ни одному заявлению не дали ход – нет состава преступления.

Все средства хороши?

«Страшновато? Это еще светло. А вот когда в темноте заходишь туда жить… Посмотрите – ни душа, ни туалета, ни воды горячей. В туалет хожу к соседу. Здесь стоял общий, была общая кухня. Все взяли и сломали. У меня в одной комнате нет отопления, в другой нет. Цветы все померзли. Какой здравомыслящий человек может жить вот в таком? Я живу. У меня нет ничего другого. Конечно, я бы в этом свинарнике не осталась. Он сказал – я вас не выгоняю, живите», – делится обитательница одной из комнат Тамара Боровкова.

Жильцы охотно показывают условия своего быта: в некоторых секциях остались свои санузлы и кухни, тем, кому такой роскоши не досталось, пользоваться общими больше не могут – теперь вместо них лежат горы строительного мусора. Жители уверены: последним оставшимся в доме специально создают условия, чтобы они съехали сами.

«Нам некуда идти отсюда, только снимать. Я отработала 16 лет на заводе до последнего дня, пока он не закрылся, на пенсию там пошла. Естественно, если бы завод был живой, я бы так и работала до своих последних деньков», – рассказывает пенсионерка Валентина Горькова.

В ее секции уютно, если не смотреть на то, что пола там больше нет. Те, кому повезло, пользуются теплом и электричеством. Вопрос, кто срезал провода, остается открытым. По словам Олега Маслова, это сделал кто-то со стороны. Жильцы винят во всем представителя собственника.

«Он ездит сам металл сдает. Это вообще стыд голимый, все заборы, все, что есть», – уверен Алексей Сай.

Его сосед Павел утверждает, что во время конфликта представитель собственника начал его душить – заявление об этом тоже, со слов местных жителей, поступило в полицию. Другой жилец, Андрей, встречает нас на костылях и охотно показывает, как перебраться на них через порог – теперь он наспех сложен из кирпичей.

«Я ему из больницы звонил, по его вине ногу сломал. Он меня довел, что я (выпал) из окошка. На работу смогу выйти только после Нового года, впереди еще одна операция. Я приехал, а здесь шлак. У меня открытые раны. Он поднял такую пылюгу, хорошо, что заражение не пошло. Вообще караул», – жалуется мужчина

Куда идти жителям?

Администрация Советского района может предложить жителям только переселение в маневренный фонд. Но местные боятся, что через несколько месяцев их оттуда выгонят, так как по закону такое жилье предоставляется ненадолго, а впереди зима.

«Я полжизни прожил здесь, ну, всю молодость. Можно даже дополнить – ошибка молодости была. Приехал из Кемеровской области, встал в очередь на квартиру, сказали, подожди, вот мы и остались ни с чем», – сетует Алексей Сай.

По словам жильцов, комнату в микрорайоне ОбьГЭС – небольшую, не в самом лучшем состоянии – можно купить за 500-600 тысяч рублей. Если верить объявлениям на сайтах недвижимости, подобных вариантов мало, но они существуют. Такие компенсации бы устроили местных: остаться где-то неподалеку не в лучших, а примерно в тех же условиях, которые были еще недавно.

Через несколько дней после беседы Алексей Сай поделился с ответами, которые пришли жителям из прокуратуры и от местных властей. Там сказано, что их жалобы передали на рассмотрение прокурору, представителям администрации региона и мэру Анатолию Локтю. «Теперь все серьезно», – уверены обитатели общежития.

Полина Сысолина, Сергей Данилов / Академ.Инфо

И в то же время: